CHECHEN’S WORLD in Belgium
|
далее |
|
|
|
|
Культура
|
|
Урартская культура ещё мало
изучена. Однако уже теперь совершенно ясно, что урарты создали высокую
культуру, тесно связанную с культурным творчеством других народов Передней
Азии, и тем самым сделали ценный вклад в сокровищницу мировой культуры. Многие
черты урартской культуры отличаются большой самобытностью. Урарты имели свою
собственную древнюю иероглифическую письменность, некоторые картинные знаки
которой обнаружены на отдельных предметах и на одной глиняной табличке.
Архитектура и металлургия достигли у них высокого совершенства. С
художественной точки зрения особенный интерес представляет изображение
мусасирского храма, сохранившееся на стенах дворца Саргона. Этот храм был
построен в IX—VIII вв. до н.э. на высокой платформе. Со своей двускатной
крышей, с фронтоном и с шестью колоннами, украшавшими фасад, он живо напоминает
древнегреческие здания, возможно, являясь их переднеазиатским прототипом. На
применение в архитектуре колонн указывают сохранившиеся базы, некоторые из
которых хранятся в Музее Грузии. Высокое развитие металлургии нашло своё
отражение в целом ряде художественных изделий из бронзы. Среди них выделяются
скульптурные части роскошных тронов, воспроизводящие фигуры крылатых быков с
лицом человека. Эти изящно сделанные предметы были отлиты из бронзы по восковой
модели, дополнительно моделированы при помощи чеканки и покрыты тончайшим
листовым золотом, пластично воспроизводившим все орнаментальные подробности
бронзовой основы. Лица, сделанные из белого камня, инкрустированные глаза и
брови и углубления крыльев, украшенные красной пастой, создавали яркий
красочный эффект. Такого рода выразительные произведения урартской
металлургической пластики занимали совершенно особое место в искусстве древневосточных
народов.
|
Некоторое представление об
урартской живописи дают остатки стенных росписей, обнаруженные на холме
Арин-берд в развалинах крепости, построенной в VIII в. до н. э. Судя по этим
обломкам, оригинальный многокрасочный фриз высотой до 1 м украшал стены
древнего зала. Фриз этот состоял из изображений бегущих коз, священного дерева
жизни, около которого стояли молящиеся люди, быков, крылатых дисков, наконец,
растительного и геометрического орнамента. Эти художественные сюжеты типичны
для древневосточного искусства, но в то же время отличаются некоторым
своеобразием, Характерным для всей урартской культуры.
Урарты сумели использовать
и высокие достижения ассиро-вавилонской цивилизации. Они заимствовали у
ассирийцев клинопись, но упростили и несколько усовершенствовали её.
Металлургия и изобразительное искусство урартов развивались в тесной связи с
техникой металлического производства и художественным творчеством ассирийцев и
хеттов. Художественные
образы крылатых быков
сохранились в искусстве целого ряда народов Передней Азии: ассирийцев, хеттов и
митаннийцев.
Урартская религия прошла
весь путь развития от древнего фетишизма и культа природы до культа богов —
покровителей царя и государства. Урарты обоготворяли деревья и в особенности
горы. Одним из эпитетов бога Халда был “гора Халда”. В перечне урартских богов
(Мхер Капуси) упоминаются ворота Халда и боги ворот Халда. Очевидно, здесь
имеются в виду ниши, высеченные в скалах, через которые, по религиозным
воззрениям урартов, выходило из священной скалы божество, обитавшее в горе.
Широко распространён был в стране Урарту и культ священного дерева. На
различных предметах, властности на оттисках печатей, сохранились сцены
поклонения священному дереву, причём этот обряд иногда совершал сам царь.
Характерно отметить, что около
|
изображения священного
дерева сохранились изображения священных каменных столбов, а также грифона.
Наряду с культом бога горы Халда в Урарту существовал и культ богини природы и
плодородия, которая считалась покровительницей зверей и растений. Видное место
в пантеоне урартов занимали бог грозы и бури Тейшеба и бог солнца Ард. В
урартских надписях особенно часто встречаются имена трёх основных
богов: Халда, Тейшебы и Арда. Однако среди них первое место занимал бог Халд,
считавшийся верховным богом урартов. С течением времени, бог Халд превращается
в бога войны и покровителя царя Урартского государства. Копьё и щит, считались
символами божественной власти воинственного бога и его наместника на земле.
Царь урартов изображался иногда в виде верховного жреца.
Урарты оказали влияние на
развитие культуры соседних народов, в частности ассирийцев. Урартская культура
оказала несомненное влияние на развитие ассирийской металлургии и ассирийского
искусства. Особенно сильное культурное влияние оказали урарты на развитие
соседних народов Закавказья. На территории Армении сохранились развалины
крепостей, построенных под влиянием урартской архитектуры. Урартский язык,
религия и мифология, сохранив многие черты ассиро-вавилонской культуры, оказали
большое влияние на развитие культуры древнеармянского народа. Армянский историк
VIII в. Моисей Хоренский сохранил воспоминания о легендах, описывающих борьбу
древнего героя Хайка с Бэлом, предводителем полубогов-полувеликанов, и не менее
древнюю легенду о царице Шамирам, которую ещё долго впоследствии считали
строительницей большого ванского канала. Таким образом, урарты передали многие
элементы древневосточной культуры более поздним народам, в частности древним
армянам и другим народам Закавказья.
|
|
|
Стр.
2 |
далее |